Развитие музыкального слуха и эстетической интеллектуальности всегда было одной из главных задач музыкального образования. И такие предметы, как сольфеджио, музыкальная литература, способствующие развитию образного и слухового мышления ребёнка, преподавались в школе с момента её организации.
Самым первым преподавателем теории музыки была А.А. Софьина – выпускница дирижёрско–хорового отделения Кировского музыкального училища. Поначалу она вела все теоретические предметы и при этом руководила школой. В начале 60-х в школу пришли М.Н. Гусева (преподаватель муз. литературы, будущий завуч школы) и Р.С. Червякова (преподаватель сольфеджио и общего фортепиано). Большую методическую помощь молодым педагогам оказывали преподаватели ДМШ №1 В.Н. Григоренко и Е.С. Ухова. Постепенно школа росла, увеличилось число учащихся, эстафету творчества подхватили новые педагоги: А.И. Дьяконова и Л.Б. Муромцева. Они преподавали сольфеджио и хор.
В 70-е годы в школу пришли молодые педагоги: В.В. Лапихин, В.А. Бакулева, Е.А. Иванова (выпускница школы), О.Г. Мусохранова, Т.И. Козулина. Они активно участвовали во всех крупных мероприятиях школы: концертах, лекториях, творческих поездках, в постановках детских опер и др.спектаклей. Постепенно складываются тесные профессиональные отношения с преподавателями-теоретиками училища искусств Т.Г. Шатуновой и Л.Б. Дворцовой.
Отдел в те годы возглавляла Е.А.Иванова и педагоги показывали очень высокие результаты обучения учащихся. Благодаря этому школа стала базовой по теоретическим дисциплинам. Здесь проводилась активная методическая работа: городские секции, олимпиады, открытые уроки, пассивная и активная практика студентов КУИ. Во всех делах активным участником, помощником и наставником теоретиков была А.А. Софьина – «строгая и заботливая мама».
В настоящее время на отделении работают 6 преподавателей: Т.И. Козулина, И.М. Русских, В.А. Бакулева, О.Г. Мусохранова, Л.Б. Жданова, О.А. Южанина. Заведует отделением И.М. Русских.
Главная задача педагогов – пробудить интерес детей к музыке, творческому музицированию, воспитывать людей глубоко чувствующих искусство и обладающих хорошим эстетическим вкусом. Добиваясь этого педагоги перестраивают свою работу, осваивают новые методы и технологии обучения, стараются активизировать внимание детей к предметам теоретического цикла.Учащиеся нередко участвуют в городских и областных конкурсах, олимпиадах по сольфеджио и муз. литературе и получают призовые места. Среди победителей последних лет А. Домнина, И. Мальцева, М. Кудрявцева (преподаватель – Т.И. Козулина), М. Мельникова, О. Чернядьева (преподаватель – И.М. Русских) и другие. Педагоги отделения, повышая свой профессиональный уровень, участвуют в городских, областных и межрегиональных семинарах, конференциях, обобщают свой опыт в методических работах, успешно представляя их на конкурсах профессионального мастерства.
Преподаватели — теоретики не ограничиваются только уроками. Они проводят в школе концерты-беседы, театрализованные музыкальные гостиные, конкурсы, занимательные игры, уроки-праздники. Особой популярностью пользуются «Вечера семейных ансамблей», которые вот уже 25 лет представляют коллективное творчество детей и родителей (организатор – О.Г. Мусохранова, ведущие – В.А. Бакулева, И.М. Русских, О.А. Южанина). В эти праздники семейного творчества всё чаще и чаще вовлекаются не только школьные семейные коллективы, но дети и родители из других школ города. В 2013 г. был организован фестиваль семейных ансамблей «Радуга над Вяткой», который привлёк к участию музыкальные семьи не только города, но и области.
Преподаватели — теоретики целенаправленно работают по профессиональной ориентации учащихся. Многие выпускники школы выбрали музыку своей дорогой жизни, сделали теорию музыки своей профессией.